Свидетели Иеговы отвергают личное бытие Святого Духа, говоря: «Некоторые защитники «триединства» подчеркивают мысль, что существует якобы три божественных лица (Отец, Сын и Святый дух), но только один Бог. Но можно ли из Деян. 2:4,17 заключить, что «дух святой» является личностью»?[1] И далее на основании того, что Дух Святой исполнил апостолов силою делается вывод, что Дух - не личность. Между тем как этот текст говорит лишь о Его способности к вездеприсутствию, которая присуща Богу (Пс. 137:7-12). В Новом Завете Христос говорит ученикам, что и Отец и Сын могут и желают вселиться в людей: «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23 ср. с Еф. 3:17), а апостол Павел свидетельствует о себе словами, которые мог бы повторить каждый христианин: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Возможно стоит из этого сделать вывод о безликости Отца и Сына?
Мы не находим в Писании ни одного места, в котором бы Святой Дух прямо назывался силой. Сына Божьего Павел называет силой (1Кор. 1:24), но из этого также отнюдь не следует, будто Он не личность. Напротив, из Писания становиться вполне очевидным – свойства, присущие Святому Духу есть свойства личности: Он может: радоваться (1Фес. 1:5-6), свидетельствовать (Ин. 15:26), наставлять (Ин. 16:13), говорить (Деян. 13:2), предсказывать (Деян. 21:10-11), огорчатся (Ис. 63:10), желать, хотеть (1Кор. 12:1-11), ходатайствовать (Рим. 8:26-27), не допустить (Деян. 16:6), искушаться (Евр. 3:7-9) и хулить (Мк. 3:29), Ему можно солгать (Деян. 5:3-4). Хотеть может лишь кто-то, а не что-то. Каким образом может радоваться сила, или как можно ее искусить? Возьмём к примеру электричество[2]: оно действует в приборах отопления и охлаждения… спрашивается, электричество желает ли поднять температуру в нагревательном приборе, или, может быть, желает понизить ее в рядом стоящем холодильнике? Нет, оно ничего не желает, оно просто действует. Дух же Святой желает, Ему может быть угодно одно и не угодно иное. Апостол Павел говорит: «Но все это приводит в действие один и тот же Дух, раздавая каждому по-своему, как Он решает» (1Кор. 12:11[3] Восстановительный перевод, Деян. 15:28). Святой Дух может ходатайствовать за верующих: «И Дух помогает нам при всей нашей слабости. Мы не знаем даже, о чем нам молиться, но Дух сам молится о нас и рассказывает Богу то, что слова наши не в силах передать. Отец, исследующий сердца, знает суть ходатайства Духа, потому что Дух просит о святых в согласии с волей Божьей» (Рим. 8:26-27 Слово Жизни). Как видим Писание наделяет Святой Дух свойствами доступными лишь личности. Силе не доступно желать, а тем более ходатайствовать, радоваться, огорчаться, молиться.
В посланиях Павла мы видим явное различение им силы Божией от Св. Духа: они [апостолы] «во всем являют себя, как служители Божии» и далее он перечисляет: «в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви» (2Кор. 6:6); и, упомянув Св. Духа перечисляет также «силу Божью»: «в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке» (2Кор. 6:7). Видно, что для него понятия «силы» и «Духа Святого» явно не тождественны. Тоже самое он говорит и в послании к Фессалоникийцам: «потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами» (1Фес. 1:5).
Библия определенно утверждает: Дух Святой – Бог: «Но Петр сказал: Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому[…] не человекам ты солгал, а Богу» (Деян. 5:3-4). Пророк Давид также знает Духа Господня как личность и Бога Израилева: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня», и далее: «сказал Бог Израилев» (2Цар. 23:2-3. Апостол Павел пишет: «Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет» (Евр. 3:7-9). Итак, Св. Дух свидетельствует, что Его искушали Израильтяне в пустыне, но мы знаем, что там искушали Иегову... Таким образом Павел отождествляет Святого Духа с Иеговой. Господь Иисус ставит Духа Святого наравне с Собой и Отцом (Мф. 28:19), из чего вполне недвусмысленно следует Его равенство Отцу и Сыну, ибо Писание НИКОГДА не поставит ничего и никого наравне с Богом, всегда противопоставляя Бога твари (Ис. 55:8).
Бога познать не может никто, даже ангелы, которые только желают приникнуть в тайны Его (1Пет. 1:12), но Дух Святой знает Бога[4]: «Также и замыслов Бога никто не знает, кроме Духа Божьего» (1Кор. 2:11, Слово Жизни).
Алексей Рассказов.
[1] Объединены в поклонении единому Истинному Богу. Watchtower Bible and tract society of Pennsylvania.1989. Стр. 14.
[2] Сравнение Св. Духа с электричеством можно увидеть в журнале «Пробудитесь» за 8 января 1999 года Стр.26: «В Писании же Божий дух представляется как нечто движущееся, подобно электрическому току, поступающему от аккумулятора (Быт. 1:2)».
[3] Сравните с другими переводами: Еп. Кассиана Безобразова: «Все же это производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Он хочет»; Слово Жизни: «Все это действие одного и того же Духа, и эти дары Он дает каждому по своему усмотрению»; Современный перевод: «Но один и тот же Дух творит все это, наделяя каждого в отдельности, как считает нужным»; В.Н. Кузнецовой: «Но все это совершает один и тот же Дух, дающий разным людям разные дары по своему усмотрению».
[4] Знать также способен лишь кто-то, но не что-то.
Комментариев нет:
Отправить комментарий